«Коррекционная работа над правописанием безударных гласных в корне слова с детьми с ОВЗ в начальной школе»
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных задач логопедического пункта при общеобразовательной школе является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи. На долю правописания безударных гласных в корне слова приходится подавляющее число ошибок школьников. Нетрудно выучить правило правописания безударных гласных в корне слова, но практическое его применение требует достаточного высокого уровня речевого развития, позволяющего быстро и правильно подбирать проверочные слова. Поэтому очень важно обращать внимание учащегося на родство этих слов. Только приобретение им достаточного практического опыта в определении ’’родства’’ слов поможет ему быстро и безошибочно подбирать родственные слова для проверки сомнительной гласной в корне слова.Отдельная тема ''Безударные гласные'' не предусмотрена логопедическими занятиями, но работа над этой проблемой ведется. Работа начинается с темы ''Ударение'', т.к. многие учащиеся не умеют определять в слове ударный слог, отличать его от всех остальных слогов слова. Учащемуся нужно объяснить, что ударный слог произносится несколько продолжительнее и громче всех прочих. Ребенку предлагается пропеть какое-либо слово (ударный слог при этом будет выделяться отчетливее). Детям демонстрируется картинки с общей подписью: На столе кружки. Они читают, а затем показывают картинку, соответствующую надписи. Делается вывод, что изменение значение слова связывается с перемещением ударения, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные. В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:а́тлас-атла́с, бе́лки-белки́, ве́сти-вести́,замо́к-за́мок, по́лки-полки́, хло́пок-хлопки́. Затем предлагается определить ударную гласную. Потом можно записать только ударные гласные в словах. Группируются картинки под цифры (1,2.3), которыми обозначают место ударного слога в слове. Предлагается отстучать ритм слова (''Узнай свое имя''). Составляем слого-ритмический рисунок слова:-''читаем''(отхлопываем) схемы: хХ, хх;-раскладываем картинки соответственно схемам; Касаясь непосредственно правила о безударных гласных, начинаем с ''занимательных правил'' (автор Л. Дружинина). Тренировка в подборе проверочных слов в1 классе идет с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную): один-много (стена-стены, гроза-грозы), много-один (ряды-ряд, грибы-гриб), вчера-сегодня (просил-просит, плясал-пляшет), сегодня-вчера (везет-вёз, пасет-пас). Во 2-3 классе идет работа по подбору родственных слов. Во всех словах с безударными гласными эти гласные выделены, что говорит о том, что они нуждаются в проверке (например, бежать.) Имена существительные:бег, пробежка, бЕгун, бЕгунья, забег, пробег и.др; Имена прилагательные:бЕговой, беглый; Глаголы:убЕжать, прибЕжать, убЕжать, выбЕжать; Наречия:бЕгом; Причастие:бегающий, бегавший, подбЕжавший, бЕжавший: Деепричастия:забЕжав, перебЕжав и т. д. А также рекомендую: Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова. Рабочая тетрадь для детей 6-9 лет. Зегебарт Г. Учение без мучения. Безударные гласные. 2 класс. 3 класс. 4 класс. Подбор к каждому исходному слову родственных слов важен по следующим причинам: 1.Ребенок овладевает правильным написанием большой группы родственных слов. 2.Он приучается мгновенно ''просматривать'' весь ряд. 3. Усваиваются разные оттенки значений однокоренных слов, что позволяет разобраться в тонкостях их употребления в речи. Все это будет способствовать развитию у учащихся ''чувства языка''.
ТРЕНИРУЕМ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ.
Можно сказать, что дети не знают правил русского языка.На самом деле, зная правила русского языка, ученики не умеют применять их на письме. И бывает очень обидно, когда ребенок, получая пятерки за устные ответы у доски, абсолютно неграмотно пишет в тетради слова на эти же правила. Предлагаю вам игры, которые помогут автоматически соединять знания с правописанием, то есть грамотно писать на непроизвольном уровне.